Эколого-социальное и ландшафтное проектирование

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Эколого – социальное и ландшафтное проектирование»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: обучение школьников основам природоохранной и эколого-просветительской деятельности средствами эколого-социального и ландшафтного проектирования на материале окружающей среды г. Дивногорска и Красноярского края.

 

Задачи:

  1. 1)обучать детей основам социальной экологии и ландшафтного дизайна, проектной деятельности и природосообразного поведения;
  2. 2)развивать у детей ощущение, восприятие, произвольные внимание и память, мышление, воображение и связную речь; обогащать эмоциональный мир детей;
  3. 3)формировать у детей позитивную настроенность по отношению к окружающему миру, ответственность и трудолюбие, активную гражданскую позицию.

Отличительные особенности

 

Отличительная особенность программы состоит в том, что все обучающиеся вначале овладевают основами проектной деятельности, знакомятся с особенностями эколого - социального и ландшафтного проектирования, а затем выбирают  тему и тип будущего собственного проекта, углублённо изучают необходимые для этого области знания (например, экологическая  журналистика – для создания эколого-социального проекта школьной газеты; ландшафтный дизайн, ботаника и декоративное растениеводство – для создания ландшафтного проекта). Наличие двух вариативных направлений проектной деятельности в одной программе позволяет с её помощью удовлетворять образовательные потребности подростков с различным уровнем психофизического развития, разными жизненными принципами и т. д. Приоритет проектной деятельности педагога и обучающихся при реализации данной программы обусловливает её практический характер. Каждый проект предполагает исследование объекта преобразования, поэтому школьники учатся и приёмам работы с разными видами и источниками информации.

Краткое описание программы

 

Обучаясь по данной программе, подросток приобретает опыт совершенствования, а не кардинального изменения окружающей его среды, как собственными силами, так и в сотрудничестве с другими людьми, разделяющими его цели (при этом он учится и способам поиска таких людей, убеждения окружающих в целесообразности своей деятельности); школьник учится мыслить и действовать как созидатель, а не как разрушитель, достигать своих целей, не нарушая при этом прав и свобод окружающих, что необходимо для его будущей успешной профессиональной и др. деятельности в современных условиях.

Настоящая программа основана на педагогических идеях А. С. Макаренко и В. Н. Сороки-Россинского, высоко оценивавших воспитательный потенциал деятельности по благоустройству территории образовательного учреждения, а также сотрудничества различных образовательных учреждений, организаций и предприятий в деле совершенствования окружающей среды.

Возраст детей

 

10 -15 лет

 

Сроки реализации

 

2 года

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: наглядный, словесный, практический, частично – поисковый, проблемный

 

Формы  занятий: семинаров, экскурсий, круглых столов, практических и лабораторных работ, олимпиад и др.; используется групповая и индивидуальная работа.

 

Режим занятий: согласно СанПиН 2. 4. 4. 1251 – 03 – занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут по 2 занятия с перерывом в течение 15 минут;

Ожидаемые результаты

 

Знание обучающимися основных источников информации (периодических изданий и т. п.) для осуществления эколого-социального или ландшафтного проектирования, умение описывать их в своих работах (проектах)

Овладение обучающимися навыками обработки наглядной и словесной информации (ведения дневников наблюдений, составления различных конспектов, схем, записи интервью)

Дальнейшее овладение обучающимися навыками эколого-социального или ландшафтного проектирования. Умение учащихся представлять результаты своей работы публично, самостоятельно анализировать их.

Развитие у обучающихся ощущения, восприятия, памяти, мышления и др. высших психических процессов.

Формирование у обучающихся позитивной настроенности по отношению к окружающему миру, активной гражданской позиции.

Формы подведения итогов реализации

 

Письменная проверочная работа в форме олимпиады. Создание коллективных эколого-социальных/ ландшафтных проектов на материале г. Дивногорска.

Создание и реализация коллективных эколого-социальных/ ландшафтных проектов на материале г. Дивногорска.

Представление созданных эколого-социальных/ландшафтных проектов на различных конкурсах, конференциях, фестивалях – учрежденческих, муниципальных, краевых.

Представление созданных эколого-социальных/ландшафтных проектов на различных конкурсах, конференциях, фестивалях – учрежденческих, муниципальных, краевых.

Отзывы родителей, классных руководителей, воспитателей и др. педагогов об изменениях в поведении обучающихся за пределами ДЭБС.

Ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.

 

 

Эколого-биолгические исследования

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Эколого – биологические исследования»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование исследовательской компетентности у обучающихся среднего и старшего школьного возраста на материале природы, экологии и культуры родного края.

 

Задачи:

-формировать знания по основам экологии и биологии, исследовательской деятельности;

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие, коммуникативные, исследовательские способности и проектное мышление обучающихся; природосообразного поведения;

-формировать у обучающихся позитивной настроенности по отношению к окружающему миру, ответственности и трудолюбия, способности к самоанализу, а также начальных представлений о научной этике.

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по эколого-биологическому направлению, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на получение обучающимися исследовательских умений и навыков, углубление знаний по экологическому состоянию объектов живой и неживой природы.

Главным смыслом исследования в образовании есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности (образовательный эффект), а не только получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Краткое описание программы

 

Обучающиеся узнают о глобальных экологических проблемах, о структуре учебно  исследовательских работ, научатся правильно выбирать тему работы, определять цели и задачи, планировать и осуществлять исследование, оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями, публично защищать работу. В программу включены научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Содержание программы способствует повышению интереса к биологии и экологии, развитию внутренней мотивации учения. Содержание программы носит межпредметный характер, так как знакомит обучающихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (экология, биология, география).

Возраст детей

 

13 – 17 лет

Сроки реализации

 

1 год

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный

 

Формы  занятий: коллективные, групповые и индивидуальные занятия, экскурсии, ролевые игры, игры-путешествия, конкурсы, олимпиады, конференции, круглые столы, викторины,  лекции, семинары, деловые игры, практические работы, лабораторные работы, экскурсии.

 

Режим занятий: В соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251 – 03 занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 мин. по 2 занятия.

Ожидаемые результаты

 

Основные понятия  предметной области, используемой для проведения учебного исследования в окружающей среде

Алгоритм проведения исследования, основные этапы и виды учебно-исследовательской деятельности

Требования к оформлению учебно-исследовательской работы

Основные информационные источники и способы работы с информацией

Требования к представлению исследовательской работы способы обоснования и презентации результатов правила оформления исследовательской работы

Формы подведения итогов реализации

 

Мониторинг оценки теоретических и практических знаний проводится 1 раз в год (по итогам учебного года). Результат фиксируется в журнале учета работы детского объединения.

Творческий отчет.

Участие в конкурсах исследовательских работ и проектов, участие в научно-практических конференциях разного уровня. Результаты фиксируются в журнале.

В ходе курса учащимися будут выполнены работы на выбор обучающегося: исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно – исследовательская работа,  исследовательский проект. Итоговой формой контроля по программе предполагается выполнение исследовательской работы или проекта по выбранной теме и его публичная защита на учрежденческой научно – практической конференции.

 

 

Экологический мониторинг

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Экологический мониторинг»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: развитие интересов, интеллектуальных и творческих способностей подростков через включение в проектную и исследовательскую деятельность по изучению объектов окружающей среды.

Задачи:

-расширять и углублять экологические знания в области охраны окружающей среды.

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся.          

-развивать проектные и исследовательские компетенции.  -формировать творческое отношение к процессу познания, потребность в экологически грамотном поведении в повседневной жизни.

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по эколого-химическому направлению, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на формирование обучающимися проектных и исследовательских умений и навыков, углубление знаний по экологическому состоянию воздуха, воды, почвы и влиянию загрязнения окружающей среды на живые объекты.

Краткое описание программы

 

Обучающиеся овладевают  основами  экологических исследований объектов окружающей среды, выполняют  исследовательские и проектно-исследовательские работы по мониторингу объектов окружающей среды, знакомятся с  природоохранными профессиями. Программа позволяет углубить знания ребенка по экологическому состоянию воздуха, воды, почвы и влиянию загрязнения окружающей среды на живые объекты. Школьники узнают о глобальных экологических проблемах, о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними, узнают о ПДК загрязнителей атмосферы, воды, почвы, познакомятся с экологическим аудитом. В программу включены научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Содержание программы способствует повышению интереса к экологии, химии и развитию внутренней мотивации учения.

Возраст детей

 

11-17 лет

Сроки реализации

 

3 года

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый.

Формы  занятий: коллективные, групповые и индивидуальные занятия, экскурсии, ролевые игры, игры-путешествия, конкурсы, олимпиады, конференции, круглые столы, викторины,  лекции, семинары, деловые игры, практические работы, лабораторные работы, опыты, наблюдения, экскурсии.

Режим занятий. В соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251 – 03  занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 мин.  по 2 занятия

Ожидаемые результаты

 

Обучающиеся владеют методами исследования воздуха, воды, почв, растений:

  • •владеют спецтерминологией;
  • •знают токсиканты и аллергены в окружающей среде;
  • •антропогенные источники тяжелых металлов;
  • •стойкие органические загрязнители – пестициды, диоксины;
  • •знают способы очистки воды для питья, сточных вод.

Знают требования оформления исследовательских работ и критерии их оценки.

Представляют  доклады перед населением, на научно- практических конференциях разных уровней.

Обучающиеся формируют положительное отношение к природе

 Обучающиеся активно участвуют в природоохранных акциях

Формы подведения итогов реализации

 

Мониторинг оценки теоретических и практических знаний проводится 2 раза в год (по итогам 1-го полугодия и учебного года). Результат фиксируется в журнале учета работы детского объединения.

Мониторинг оценки личностного развития ребенка проводится 1 раз в год (в конце учебного года). Результат фиксируется в журнале учета работы детского объединения.

Творческий отчет проводится по итогам каждого  учебного года.

Участие в конкурсах исследовательских работ и проектов, участие в научно-практических конференциях разного уровня.

Ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.

Экологическая азбука

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Экологическая азбука»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней через изучение основ экологии на материале природы родного края и города.

 

Задачи:

1.формировать знания детей по основам экологии, природосообразного поведения через природоохранную деятельность, пропаганду экологических знаний, художественное творчество;

2.развивать у детей познавательные интересы и творческую активность;

3.формировать у детей навыки дружеских взаимоотношений, позитивную настроенность по отношению к окружающему миру, ответственность и трудолюбие.

Отличительные особенности

 

Отличительной особенностью данной программы состоит в том, что она разработана на основе идей М. Монтессори о высокой значимости образовательной среды для развития ребёнка. Образовательной средой становится сама природа, её проявления окружают ребёнка в учебном кабинете, уголке живой природы и т. д. В связи с этим нельзя переоценить значение экскурсий в уголок живой природы в ходе занятий, а также выходов детей за пределы учебного заведения. Опора на чувственное восприятие учебного материала, призванное активизировать внимание, мышление и память, а затем и речь обучающихся, также согласуется с идеями М. Монтессори.

Краткое описание программы

Работа по программе предусматривает теоретические и практические занятия на базе ОУ.

На занятиях обучающиеся знакомятся с объектами живой и неживой природы

Возраст детей

 

5-7 лет

Сроки реализации

 

1 год

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: наглядный, словесный, практический

 

Формы  занятий: беседа, практическая работа, экскурсия, ролевая игра, праздник, элементы театрализации (пантомима)

 

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу (для дошкольников учебный час составляет 30 минут) в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4. 1251-03.

Ожидаемые результаты

 

Обучающиеся знают основные понятия природоведения и экологии (природа живая и неживая; свойства живого; растения и животные; растения – травы, кустарники и деревья; животные – насекомые, рыбы, земноводные и т. д.; животные дикие и домашние; пищевые цепи в дикой природе; животные – хищники и травоядные; среды обитания живых организмов – почва, вода, воздух; экосистемы леса, луга, различных водоёмов; охрана природы; особо охраняемые природные территории).

Дети владеют навыками классификации живых организмов (различение растений и животных, растений различных жизненных форм, животных – насекомых, рыб и т.д.).

Обучающиеся могут применять знания в практической деятельности по уходу за домашними животными, комнатными растениями.

Обучающиеся могут применять знания и умения в природоохранной деятельности.

Обучающиеся самостоятельно проводят наблюдения за объектами природы, простые опыты и эксперименты, находят информацию.

Обучающиеся владеют правилами взаимодействия с природой.

Формы подведения итогов реализации

 

Итоги подводятся 2 раза в год:

- по окончании первого полугодия проводится промежуточный мониторинг знаний обучающихся;

- по окончании учебного года проводится итоговый мониторинг знаний обучающихся.

Мониторинг проводится в виде экологического турнира, олимпиады, тестирования в рисунках, викторины и т.д.

Ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.

 

 

Школа лесной экологии

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Школа лесной экологии»

 

Направленность

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование у подростков навыков рационального     природопользования через комплексное изучение леса на материале экологии  лесных массивов г. Дивногорска и их использования для нужд человека.

 

Задачи:

-         обучать детей основам экологии леса, лесоводственного исследования, планирования предпринимательской и иной деятельности по освоению и охране лесных ресурсов, эколого-социального и ландшафтного проектирования в рамках защиты лесов г. Дивногорска;

-         повысить активность и готовность участия молодежи в решении социально – экономических проблем территорий через эколого – просветительскую и природоохранную деятельность;

-         формировать у детей положительное отношение к профессиям лесной отрасли.

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по экологии, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на формирование обучающимися проектных и исследовательских умений и навыков, формирование знаний в области лесной экологии.

Краткое описание программы

 

Лес рассматривается в ней не только традиционно – как устойчивая экосистема, но и как природный ресурс экономического развития города, края и страны в целом. Кроме того, программа имеет практическую направленность – освоение каждого из её модулей завершается созданием продукта: плана учебно-исследовательского реферата или работы, проекта бизнес-плана предприятия лесной отрасли; проекта использования лесных массивов на территории г. Дивногорска, не подлежащих коммерческому освоению; проекта природоохранного мероприятия в области лесной экологии; проекта благоустройства зоны отдыха в лесных массивах, относящихся к территории г. Дивногорска. Углубление и осуществление планов и проектов, созданных в течение учебных сессий, составляет домашнее задание обучающихся.

Возраст детей

 

14 -17 лет

Сроки реализации

 

1 год

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, исследовательский

 

Формы  занятий: лекции, дискуссии, круглые столы, практические занятия, учебные экскурсии

 

Режим занятий: в соответствии с  СанПиН 2. 4. 4. 1251 - 03 продолжительность занятия 45 минут, в перерывах устраиваются   кофе и игровые паузы (15 минут)

Ожидаемые результаты

 

 

Обучающиеся знают основные понятия экологии леса (лес как экосистема, состав лесных насаждений – древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров, внеярусная растительность; характеристики древостоя – возраст, полнота и др.; формула состава лесного насаждения и правила её составления).

Обучающиеся знают основные понятия учебно-исследовательской деятельности (проблематика, актуальность, цель задачи объект и предмет учебно-исследовательской деятельности; виды учебных исследований – реферат, работа, проект и др.; специфические методы лесоводственного исследования – методы глазомерной таксации и др.)

Обучающиеся знают основные экологические проблемы в области сохранения и использования лесных ресурсов г. Дивногорска, Красноярского края.

Обучающиеся владеют  основными методами и приёмами лесоводственного исследования

Обучающиеся самостоятельно выполняют домашнее задание

Формы подведения итогов реализации

Презентация работы учебных групп в форме, предлагаемой основным педагогом – экспертом сессии, определение рейтинга каждой учебной группы (учебные группы соревнуются в течение всего года)