Этология животных

Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Этология животных»

 

Направленность 

Естественнонаучная

Цель и задачи

 

Цель: формирование основ познавательных и коммуникативных способностей детей среднего школьного возраста посредством включения их в проектную и учебно-исследовательскую деятельность по этологии животных.

 

Задачи:

формировать основы знаний по этологии животных;

формировать основы проектных и учебно-исследовательских умений и навыков через включение детей в природоохранную и исследовательскую деятельность;

развивать познавательные интересы, творческие и коммуникативные способности детей;

формировать у детей ответственное отношение к природе

Отличительные особенности

 

В школьном курсе дается недостаточно знаний по экологии, требуемых в современной жизни. Поэтому отличительная особенность данной программы от уже существующих в содержании учебно-тематического планирования, которое  направлено на формирование обучающимися проектных и исследовательских умений и навыков, формирование знаний по этологии животных. Именно общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный подход в  формировании ответственного отношения к природе в целом.

Краткое описание программы

 

Содержание программы дает ребенку основные фактические знания по особенностям биологии различных видов животных. Особое внимание обращается на поведенческие особенности животных, подчеркиваются сходные черты биологии и поведения человека и животных. Основное место отводится непосредственному контакту ребенка с животным. Обязательное ежедневное ведение индивидуальных дневников наблюдений развивает наблюдательность, умение формулировать свои мысли, анализировать поведение животного и результаты своих действий. Серьезное и ответственное отношение к животному становится нормой поведения.

Общение с животными в этом возрасте играет важную роль в поддержании у ребенка душевного спокойствия. В общении с животными он чувствует себя необходимым, самостоятельным, компетентным. Животное выступает в роли друга, советчика, партнера по деятельности и в то же время – младшего, опекаемого, нуждающегося в защите. Кроме того, нетерпимость и агрессивность детей значительно смягчаются, благодаря многократному упражнению в эмпатии по отношению к животным. Действительно, человек, который может представить себя на месте ежика или паучка, с большим пониманием отнесется к переживаниям представителя этого вида.

Познавательная, природоохранная, эколого-просветительская, исследовательская деятельность дают возможность испытать свои силы и в организаторской, и в педагогической деятельности (экскурсовод), и в научной среде.

Возраст детей

 

10-14 лет

 

Сроки реализации

 

1 год

Применяемые методы и формы, режим занятий

 

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый

Формы  занятий: в программе предусмотрены формы и содержание занятий, соответствующие среднему школьному возрасту.

Структура отдельного занятия включает теоретическую и практическую части, заполнение дневников наблюдений, исследовательскую  и проектную работу.

Учащимся предоставляется специальное время для самостоятельной исследовательской работы, а также методический материал для проведения наблюдений, опытов и статистической обработки результатов. В зависимости от способностей, заинтересованности ребенка, он может оформить результат своей работы в виде отчета, реферата, собственного научного исследования или литературного творчества.

Режим занятий. В соответствии с нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 настоящая программа предполагает занятия 2 раза в неделю по 2 часа

Ожидаемые результаты

 

Обучающиеся владеют основами знаний в области этологии животных (имеют систему экологических представлений о многообразии животного мира; владеют понятиями: классификация, царство, семейство, род, вид; знают о биологических особенностях разных видов животных, их поведении на разных этапах развития).

Обучающиеся могут организовать и проводить наблюдения за животными, фиксировать их результаты, умеют определять состояние животных по их поведению.

Обучающиеся владеют основами исследовательской деятельности, знают основные этапы, структуру исследовательской работы, умеют проводить исследования под руководством педагога, умеют составлять план исследования, работать с научно-популярной литературой и другими источниками информации, оформлять работу и представлять ее на конференциях разного уровня.

Обучающиеся владеют основами проектной деятельности, умеют разрабатывать и реализовывать проекты по природоохранной деятельности, умеют работать в группах, доносить информацию до других людей, владеют правилами взаимодействия с природой.

Формы подведения итогов реализации

 

Проверочная практическая работа, тестирование, наблюдение, ведение дневника наблюдений.

Защита учебно-исследовательских работ и проектов на научно-практических конференциях и конкурсах  разного уровня.

Разработка, защита и реализация природоохранных проектов.

Наблюдение, анкетирование, тестирование, участие детей в природоохранных мероприятиях разного уровня.

ведение журнала учёта достижений обучающихся в различных массовых мероприятиях.